г.Москва: +7 (495) 604 42 65 г.Киев: +38 (098) 359 97 46 г.Магдебург: +(49) 391 244 66 0
г.Тяньцзинь: +(86) 158 022 040 70 г.Пекин: +(86) 134 665 487 37
RUS · ENG
главная страница карта сайта
Для просмотра сайта, необходимо включить поддержку Java Script в вашем браузере.
Украина Казахстан Китай ЕС

Новости

12.01.2012

ФЗ-409: Конец света или как бизнес вытесняют в «тень»

Однажды в России...

 Утверждение разработчиков закона ФЗ-409 о том, что вносимые в существующее законодательство РФ изменения носили характер технической правки, приводящей к унификации понятий и определений в области таможенного оформления, вызвало достаточно острую полемику в средствах массовой информации. Ряд экспертов уже высказали критическое мнение о том, что ФЗ-409 является  чисто «техническим законом». Действительно, скорее его можно назвать «техничным», в том смысле, что в текст закона «технично» вставлены формулировки, ужесточающие правила ведения бизнеса в сфере таможенного дела.

А мы уже начали было привыкать к тому, что все нормативные акты, затрагивающие интересы бизнеса, должны хотя бы формально согласовываться с бизнес-сообществом через уполномоченные объединения. Фактически в этой части требования Правительства по согласованию с бизнесом нормативных акты нарушены и вся околотаможенная структура получила мощнейший и неожиданный удар по устоявшимся правилам и практике их применения. Давайте оценим силу нанесенного удара.

Территория поражения - одна шестая земли

Поскольку, это наше отечественное ноу-хау, и будет касаться только компаний, зарегистрированных на территории России, нетрудно представить, как партнеры по таможенному союзу потирают руки, получив невероятные привилегии в ведении профессионального бизнеса. Хотя, признаемся откровенно, уже до наступления этого события у них руки и без того были полны козырей в виде использования страховых технологий и отсрочки таможенных платежей по декларациям, подаваемым таможенными представителями. Сейчас же, их конкурентные преимущества увеличены многократно.

В сложившихся условиях не понадобится использование методов системного анализа для оценки бизнес-рисков, вполне достаточно бросить поверхностный взгляд. Основное, что имеем: из всех юридических новинок определяющими являются две: двукратное увеличение сроков административного расследования и конкретизация оснований возбуждения административного производства. Сопоставив только эти составляющие, получим в сухом остатке уже многократное увеличение неблагоприятных факторов для околотаможенного бизнеса, осуществляющего деятельность на территории РФ.

Группы риска

Если раньше проблемы подобного рода касались в основном таможенных брокеров (ныне представителей), то в нынешних условиях это становится общей бедой для всех тех, кто декларирует товары, включая зарождающийся институт экономических операторов.

Картина маслом

Давайте теперь представим реальную ситуацию... (Не дай бог, конечно). Через годика, так, два с половиной - три, после успешного выпуска деклараций, появляется в проеме офиса компании человек в зеленой форме, и уверенным голосом сообщает: «У вас три года назад в декларациях (и с чувством и расстановкой перечисляет весь список) код товара заявлен неправильно. Будьте, так любезны, подпишите протокол об АП и доплатите в казну вот такую круглую сумму». Опытные в подобных делах менеджеры, могут в лоб задать вопрос: «как же ваш инспектор три года назад выпустил указанные декларации после всесторонней проверки?» Далее следует театральная пауза... Вот сейчас, хотелось, чтобы вы смогли прочувствовать ответ, который может последовать, и взят из судебной практики: «А государственная казна не должна страдать от некомпетентных действий отдельного инспектора...» Вот, как то так... И теперь у юристов компании или привлеченных юристов, «приятной» работы становится больше в несколько раз, чем до вступления в силу вышеупомянутого нормативного акта, из-за увеличения вдвое срока расследования.

Рецепты выживания

Как быть? Собственно, вариантов не так много.

Очевидные сценарии по минимизации рисков:

1. Усиление юридического подразделения самой организации или выделение дополнительного потока средств на привлеченные силы профильных юридических компаний.

2. Касается таможенных представителей: в случае малейших сомнений в многовариантности трактовок таможенным органом таможенной стоимости или кода товара, и т.п. владельцу груза делается трогательное предложение осуществить таможенную очистку 'за его печатью'.

3. Те из таможенных представителей, кто может это себе позволить, несут дополнительные расходы по включению в Реестр еще одной компании. Таким образом, разделяют потоки товаров на:

- практика таможенного оформления по которым менее пластична и вероятность услышать от таможенника: 'Ой, десять лет мы не совсем правильно относили товары к данному коду!!!' мизерна;

- такие, в отношении которых, многовариантность применяемых решений мало предсказуема.

Подобный подход позволит оградить свою основную компанию - таможенного представителя от ненужных рисков, сохранив имидж и бренд.

Подводим итог. Видим пункты 1 и 3 значительно увеличивают затратную часть деятельности декларантов и таможенных представителей.

Итоговые тренды

Совершенно очевидно, какие направления движения возможны в подобном правовом поле:

1. Существенное удорожание услуг по декларированию товаров из-за необходимости усиления юридической защиты сделок, и как следствие, повышение цены товара для конечного покупателя.

2. Вынужденный уход таможенных представителей в «теневую» сторону бизнеса в виде работы «за печатью клиента».

Не рассматривая другие, менее значительные тенденции, получаем неизбежное существенное удорожание услуг по таможенной очистке товаров и очередной вынужденный исход профессионалов с рынка.

3. Частичный вывод таможенного оформления за пределы РФ в рамках таможенного союза на территорию Белоруссии и Казахстана.

Эпоха юристов в сфере ВЭД

Общая картина, которая восстает перед взором, следующая: таможни, которые и без того, завалены делами, получат минимум десятикратную «головную боль». Большинство из этого массива дел, скорее всего, дойдет до судов... Уровень нагрузки на судей давно всем хорошо известен... Ну и бизнес не останется в стороне, давая работу юристам по защите своих прав...

Создается впечатление, что ФЗ 409 лоббировали малокомпетентные или, скажем, плохо информированные должностные лица, не представляющие реальное положение дел, что называется «на земле». 

Начинаем действовать

На совещании в Минэке 20 декабря представителями Гильдии  были озвучены основные моменты, связанные с ужесточением законодательства в области таможенного дела, привнесенные ФЗ 409, имеющие все признаки чрезмерности регулирующего воздействия нормативно-правовых актов на деятельность бизнеса, а также стимулирующие к излишнему административному давлению.

А тем временем, правоприменительная практика в регионе уже начинает складываться. Естественно, что обсуждение данной ситуации было включено в повестку дня Правления Гильдии 27 декабря.

Подготовлено предложение провести встречу с руководством СЗТУ и СЗОТ по обсуждению вопросов правоприменительной практики в регионе.

Мы стремимся к тому, чтобы такое мероприятие было максимально эффективным. В этой связи ждем от всех заинтересованных организаций предложения и замечания по данной тематике для последующего обобщения и систематизации. Наряду с этим, надеемся получить и мнение специалистов таможенных органов с целью составления наиболее объективной картины происходящего.

 

Роман Козлов

Директор НП «ГПУ ВЭД» 

Электронный адрес Гильдии:  association@ratb-sz.ru

Факс: (812) 324-40-24


 

← назад