г.Москва: +7 (495) 604 42 65 г.Киев: +38 (098) 359 97 46 г.Магдебург: +(49) 391 244 66 0
г.Тяньцзинь: +(86) 158 022 040 70 г.Пекин: +(86) 134 665 487 37
RUS · ENG
главная страница карта сайта
Для просмотра сайта, необходимо включить поддержку Java Script в вашем браузере.
Украина Казахстан Китай ЕС

Новости

31.08.2012

Круглый стол «Саморегулирование транспортно-экспедиционной деятельности»

 В рамках официальной части, после приветственного слова директора Гильдии Романа Козлова, состоялось выступление руководителя комитета по транспорту Гильдии Дмитрия Красильникова. Являясь экспертом в сфере транспортной экспедиции, Дмитрий Красильников сделал акцент на проблематике отрасли и необходимости принятия мер к оздоровлению рынка транспортно-экспедиторских  услуг.

В частности, Дмитрий Красильников, подчеркнул, что экспедирование - очень сложный вид деятельности, требующий специального образования, знаний технологии перевозок грузов различными видами транспорта и  особенностей перевозок различных видов грузов и  контроля качества, предоставляемых услуг клиентам. Процесс предоставления услуг регламентируется множеством законодательных  и нормативных документов. Однако полностью отсутствует систематический  контроль  их соблюдения со стороны государственных  и иных регулирующих органов. При этом, отсутствие простейших норм регулирования или хотя бы обязательности страхования порождает произвол стихийной рыночной конкуренции.

Стремительный рост  участников рынка в последние годы привел к тому, что рынок стал стихийным и неуправляемым, что сказывается на профессионализме в этой сфере, когда к большинству работающих трудно применить термин «специалист» (мастер своего дела). В компаниях  происходит постоянная текучка кадров, что в большинстве случаев порождает безответственность и правовую незащищенность клиентов. Последствия развития подобного процесса очевидны: профессиональные компании с высококвалифицированным персоналом, страхующими свои риски в интересах клиента, имеющие современнейшую и хорошо оснащенную базу, становятся не конкурентными в сравнении с «псевдоэкспедиторами», оказывающими услуги по искусственно заниженным ценам и не несущие ответственности ни за качество этих услуг, ни за сохранность груза Клиента в целом.

В конечном итоге это негативно сказывается:

- на экономике, в виде ухода от налогов или занижения налогов от ТЭД;

- на незащищенности клиента (владельца товара);

- на качестве оказания услуг;

- на снижении имиджа и уровня доверия со стороны иностранных партнеров.

 Затем последовала презентация Директора Гильдии Романа Козлова: «Саморегулирование в России. Цели, задачи и преимущества для бизнеса».

В своем выступлении он отметил: мировой опыт подтверждает, что именно СРО осуществляют реальный контроль и надзор за «собратьями по цеху» с принятием ответственности за каждого недобросовестного члена. Он также подчеркнул, что, по мнению экспертов, для видов предпринимательской деятельности, которые не подлежат специальному государственному регулированию путем лицензирования, именно обязательность участия в СРО особенно актуальна как «допуск к профессии» (или выход на рынок).

Далее эксперт по правовым вопросам Гильдии Анастасия Чурсина выступила  с презентацией «Юридические аспекты и критерии регулирования транспортно-экспедиторской деятельности».

Анастасия Чурсина отметила, что нормативно-правовое регулирование транспортно-экспедиционной деятельности в России сформировано довольно основательно, особенно в сравнении с другими видами услуг. Тем не менее, манипулирование с применением нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг транспортной экспедиции до сих пор нуждается в многократных разъяснениях Министерства Финансов Российской Федерации (Минфин России) так же,  как и в связи с удержанием налога на доходы иностранных организаций от источника в Российской Федерации. До сих пор недобросовестными участниками рынка договоры транспортной экспедиции используются для налоговой оптимизации внешнеторговых сделок с использованием подставных компаний, зарегистрированных в оффшорных юрисдикциях.

Выпущенные Правительством регулирующие нормативы не содержат санкций за их неисполнение, что повсеместно дает возможность предприятиям малого и среднего бизнеса предлагать услуги транспортной экспедиции (услуги профессионального посредника) зачастую вразрез с установленными нормами и правилами.

Отсутствие обязательного требования по страхованию от ущерба третьим лицам транспортно-экспедиционной деятельности приводит к уходу недобросовестных экспедиторских компаний от выплаты ответственности за  отсутствием достаточных средств у  экспедитора для выплаты ущерба третьему лицу, что не приводит к росту доверия со стороны клиентов и не служит развитию предпринимательской деятельности в этом направлении.

Необходимо добавить, что арбитражная практика гражданско-правовых споров по взысканию ущерба с экспедиторов показывает отказ со стороны суда во взыскании в случае отсутствия у сторон, установленных Правительством необходимых документов, свидетельствующих о заключении договора транспортной экспедиции.

Добровольное страхование добросовестными российскими экспедиторами своей ответственности перед третьими лицами, обучение и профессиональная подготовка сотрудников для надлежащего заключения договоров транспортной экспедиции и следования установленным стандартам ставят такие компании в неравное положение на рынке по сравнению с «псевдоэкспедиторами», оказывающими свои услуги без надлежащего оформления, страхования, профессиональной подготовки кадров, надлежащего информирования клиентов.

Анастасия Чурсина особо отметила: необходимость регулирования рынка оказания услуг транспортной экспедиции остро назрела как в свете установления равных условий для всех участников рынка, так и для защиты потребителей таких услуг от непрофессионализма и уклонения от возмещения нанесенного ущерба (если применимо) со стороны «псевдоэкспедиторов».

Поскольку применительно к оказанию услуг транспортной экспедиции стандарты и правила оказания услуг нормативно, в основном, установлены государством, считаем, что спецификой саморегулирования организаций в этой области является именно контроль за соблюдением уже имеющихся стандартов и правил. Каждая транспортно-экспедиционная компания будет проходить сертификацию на соответствие оказываемых услуг национальным стандартам при вступлении в СРО. Внутренний аудит за деятельностью своих членов позволит СРО гарантировать следование установленным государством стандартам.

Именно членство в саморегулируемой организации в проекте призвано выступать критерием добросовестного и качественного оказания услуг транспортной экспедиции, индикатором для крупных компаний – клиентов, а также для перевозчиков и стивидоров.

Обязательность выступать членом соответствующего СРО для оказания услуг транспортной экспедиции повлечет за собой административную ответственность по статье 14.1 КоАП РФ для иных предприятий, оказывающих услуги транспортной экспедиции без членства в СРО.

Членство в СРО будет являться надежным ориентиром для контролирующих органов в вопросе отнесения тех или иных услуг к услугам транспортной экспедиции, в том числе и по применению налоговых льгот, присуждению компенсации за причиненный ущерб, признании расходов по договорам транспортной экспедиции для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

 Более того, гарантированная компенсационным фондом ответственность членов СРО перед клиентами за причиненный ущерб позволит не только возродить доверие к таким посредническим услугам, но и поднять транспортно-экспедиционные услуги на качественно новый уровень услуг с минимизированными рисками для компаний-контрагентов.

Считаем, что только введение обязательного саморегулирования транспортно-экспедиционной деятельности сможет эффективно решить поставленные проектом задачи оздоровления отрасли.

Поскольку деятельность по оказанию услуг транспортной экспедиции подведомственна Министерству транспорта Российской Федерации, предлагается делегировать полномочия по ведению реестров СРО этому ведомству.

Таким образом, профессиональному сообществу необходимо определить основные требования, предъявляемые к саморегулируемым организациям, в сфере транспортно-экспедиционной деятельности, а именно:

  1. Необходимо определить количество членов СРО в области оказания услуг транспортной экспедиции.
  2. Каким должен быть установлен размер компенсационного фонда и порядок его формирования (взносы, страхование).
  3. Должны ли охватываться саморегулированием услуги транспортной экспедиции, оказываемые на территории РФ иностранными организациями, и также организациями, оказывающими услуги транспортной экспедиции как сопутствующие. (Предлагается ограничить оказание услуг транспортной экспедиции на территории Российской Федерации иностранными компаниями экспедиторами, иначе как в составе услуг международной перевозки, осуществляемой иностранным перевозчиком).

Большая часть времени круглого стола  была отведена для обсуждения темы введения саморегулирования в сфере транспортно-экспедиционной деятельности и ответы на вопросы участников мероприятия.

Участниками круглого стола были озвучены ряд проблем, с которыми сталкиваются экспедиторы в повседневной деятельности, а также предложения по улучшению ситуации в отрасли в целом.

В тоже время все выступающие высказались в поддержку предпринимательской инициативы по введению саморегулирования в сфере транспортно-экспедиционной деятельности. 

Для дальнейшего освящения продвижения проекта «Саморегулирования в сфере транспортно-экспедиционной деятельности» создан отдельный сайт, который заработает с 3 сентября. На сайте будет выложена подробная информация обо всех, проводимых мероприятиях, подключен интерактивный сервис для обсуждения разрабатываемых документов, будут приниматься и обсуждаться все предложения по совершенствованию отрасли с последующим анализом и выработкой рекомендаций.

Вся информация о новом сайте будет оперативно размещена на сайте Гильдии: www.rus-ved.ru

Источник TKS.ru

← назад